История одного мотоцикла

Незавершенный детский гештальт. Начало.

С третьей попытки мотор ожил. Мы молча улыбнулись этому вполне очевидному факту.

— Ну что, попробуешь? — Леха обернулся на вопрос, но ответом была только ухмылка, исчезнувшая под шлемом. Буквально через пару мгновений я почувствовал как вся наша затея трещит по швам — ему явно было непривычно управляться с люлькой.

Голова судорожно начала перебирать варианты. Газель, Техас, буксир… А может привыкнет? Глянул в сторону товарища — сигарета в зубах, ужас в глазах. Дело дрянь. Звоню Техасу — на работе. Газель? Нет, только если больше никак. Доза никотина взбодрила мозги озадаченному водителю и его рука потянулась в карман за телефоном.

— На галереи? На колясыче катался? Мы едем за тобой... — кто катался и куда мы едем я не знал. Оказалось есть у него товарищ, имевший дело с люльками и всем что слева от них. Мухой к нему. Через полчаса наша мини колона, оглашая все окрестные дворы ревом МТ-10, выехала к сельхозу. Едем медленно, сначала неуверенно 20 км/ч потом посмелее 40 км/ч. Все вокруг держат от нас почтительную дистанцию. Глянув в зеркало заднего вида я пришёл в восторг. Едем! Правый ряд. Внимание все в дороге, дистанции и мотоцикле. Переживал я сильно за него и Славика. Только у меня начали проходить опасения об удачном завершении мероприятия как вдруг я увидел что фара Днепра предательски моргает, а сам он явно катится к обочине. Ха! Думал не будет приключений. Получив получасовую дозу радости от ремонта, едем домой.

Одним глазом следя за несущимся чёрным танком позади меня, я мысленно переносился на него и ехал будто бы там. Хорошо дорога была пустая — моё внимание в такие минуты было целиком на этом детище страны, в которой многие из нас родились.

Уже вечером, когда воспоминания об ужине растворились, а дрема почти затянула к себе в объятия, я вдруг почувствовал неотвратимое желание выйти во двор, сесть на мотоцикл, взяться за руль и мечтать…

Маленькие вечерние радости.

— Держи крепко — сказал я придавив лапку кика. Прыгая на нем я на мгновение задумался о чем-то своем, но голос жены прервал размышления.

— Все, остановилась. — жена показала табло манометра.

— Хреновенько — громко подумал я.

— Чет-то все хреновенько — услышала мысли помощница. Левый горшок надавил твердую шестерку, ну а правый кое-как пятерочку.

— Клапана или кольца? — десяточку масло в котёл, ногу на лапку — манометр лихо скакнул до 10.

— Кольца — подумал я слезая с кика.

— Чего теперь? — жена явно хотела поковырять что-нибудь еще.

— Давай клапана глянем — ответил я откручивая крышку.

— Ой, а чего эти штучки такие кривые? — изумилась она взглянув на регулировочные винты.

— Давай на 12 и на 14 будем поправлять.

Долго искали метку ВМТ — маховик явно переплюнул по настенной живописи какую-нибудь стоянку древних людей.

— Кажется она — в окошке появились буквы — МТ. Присмотревшись можно было увидеть — В рядом с ними.

Вот так не спеша, наслаждаясь тёплым вечером и запахом масло с пылью мы настроили сначала клапана, а затем зажигание. К полуночи жена ушла а я ещё долго любя подкручивал все гайки, протирал маслянистые потек и уже с удовольствием размышлял о грядущей настройки карбюраторов.

Днепр Дедуля будет бегать.

Удивление.

Нога соскочила с подножки и мотоцикл чуть не улетел в припаркованную машину.

Остановился — кроссовок оставил черный маслянистый след на асфальте. Половина мотоцикла была в масле, под правой головой натекла лужица масла.

Промелькнула мысль —  Хорошо до дома дотянул. Вечером, после ужина слил масло и снял головку с горшком. Прокладка алюминька была продавлена так, что не сразу заметишь, а поршень черный от нагара. Присмотрелся к кольцам — второе компрессионное лопнуло и сантиметровый кусочек лежал тут же в пазу.

— Покатались — вздохнув, пошел мыть руки.

Через пару дней настал час Ч. Сытый животом я вышел во двор впустить Антона. Небо было темное, а ветер пробирал до костей. В ближайшие пару часов нам предстояло лечить Деда и я даже не мог предположить какие сюрпризы он готовит. Надев взамен старых маслосъемных колец новые взялся за компрессионные, но не тут то было — они не входили в паз.

— Держи книжку, я там видел картинку с кольцом и напильником — Антон удивился, но книжку принял. Через пару минут выяснилось, что кольцо может не подходить.

— Как так?! — возмутился я —  Сотые милиметров зазора, а толщину на коленке напильником убирать?!

— Кольцо должно входить в паз под собственным весом и зазор не должен превышать 0,02 — зачитал вслух товарищ. Не знаю какими киборгами должны были быть советские мужики чтобы напильником сточить кольцо не завалив плоскость и выдержав при этом зазор.

— А я уже было подумал, что будет скучно — улыбаясь я пошел за инструментом.

— Если заводских колец нет... — смеясь продолжил Антоха —  следует изготовить их из трубы мелкозернистого чугуна! И закалить, разогрев до 900 градусов и ... — суровые советские мотоциклисты, правой рукой они крутили гайки под 36, левой измеряли толщину деталей до миллиметров, дыхание их могло закалить поршневые кольца, а глаза видели зазоры в микронах. Промелькнула надежда — днепр сделает из меня такого же гиганта как они! В очередной раз примерив кольцо я остался довольный результатом. Через пол часа, прыгая на кик-стартере, подумал — вдруг компрессия из-за новых колец увеличится. Нет — Дед решил остаться неизменным как снаружи так и внутри.

— Считаю достижением хотя бы факт, что хуже не сделали и масло не течет — показывая манометр сказал Антон.

— Да, тут спорить сложно — согласно кивнув, я пригласил его в дом на чай.

Очередной вечер с Дедом уже давно перетек в ночь. Порция радости была получена и я был доволен. Дед будет бегать снова.

Подарки.

После трех дней дождей и туч над трассой вставало утреннее солнце. Перед набором скорости я захлопнул визор и прислушался к своим ощущениям -" Радость! Радость от новизны".

Новым казалось все — изгибы дорог, выбоины в асфальте, водители и запахи вокруг. Все виделось как в первый раз.

Особую радость я испытывал на поворотах. Каждый из них сопровождался замиранием сердца вначале и диким восторгом чуть позже, уже в нем.

А как не привычно отсутствие ремня безопасности — проезжая мимо блюстителей закона я каждый раз вспоминаю о нем, а его нет. И каждый раз улыбка на лице.

До слуха донеслись изменения звука глушителя — чертова лень не давала закрутить его по-человечески и он иногда разваливался, превращаясь в прямоток.

Впереди образовался затор из машин и я съехал на обочину. Деловито подбив каблуком банку на место, я оглянулся и на секунду почувствовал себя пешеходом, который не пойми зачем стоит на обочине. Постояв немного, посмаковал и этот подарок ощущений. Только что я был водителем, а теперь стою пешеходом и впереди тысячи километров новых впечатлений, мыслей и ситуаций, подаренных мотоциклом.

Генератор случайных квестов.

В десять минут шестого я решился на мелкое хулиганство — сбежать с работы пораньше.

Бегом переоделся и во двор, к Деду. Улыбка на лице говорила об одном — ребёнок внутри меня ликовал от нарушения правил!

Подмигнул сотруднице, что весело улыбалась на крыльце и зарычал мотором. В мыслях я уже был дома, где жена и дочка радуются моему раннему приезду, собака виляет хвостом, а руки уже чешутся в предвкушении стройки.

Но у Деда были иные планы на вечер.

После первого же поворота пришло осознание неизбежного — тросик сцепления оборвало. Расстраиваться я не стал — в моей жизни уже были ситуации когда поездка продолжалась без газа, сцепления и даже без тормозной жидкости. Но это на машине — тут же все по-новому, а оттого жутко интересно. Глянув на лохматый конец тросика мозг ушел в глубокую задумчивость. Инвентаризация сумки на предмет возможных способов починки не дала положительных результатов.

— Что ж делать-то, жеваный крот?! — очень громко подумал я. Оглянулся в поисках ответа и уткнулся взглядом в магазин товаров для электриков.

— Помнится есть такая штука — клемники, а в них трубочка и два винтика. Что если туда всунуть тросик и зажать его? — размышлял я на ходу. Через пару минут разрезав пластик, достал это сокровище. Аккуратно зажав в трубочке тросик, поставил все на место. Постоял минутку, подергал ручку сцепления и довольный результатом поехал дальше.

Дорога была убитая, но пустая. Солнце светило в спину, впереди бежала тень в шлеме, и мне оставалось лишь догонять ее. Как только настроение вновь стало мечтательным, Дед решил снова вернуть меня на землю — трубочка с заветными болтиками слетела. Вот тут нервы не выдержали и рожденный в СССР узнал все что я о нем думаю. Трасса была уже рядом, а потому заткнув тросик на место, решил ехать без него. Взяв небольшой разгон, включил первую и поехал. Полуавтомат так-то!

На следующий день ситуация повторилась — клемник оказался весьма ненадежной вещью. Но до работы я все же доехал.

Есть у нас на фирме сервисный центр. Дядьки с сединой в висках и усах чинят всяческую отопительную и насосную технику. Кто бы мог подумать, что один из них окажется КМС по юношескому мотоспорту. Вот он-то и показал откуда руки должны расти. Развальцевав медную трубку мастер продел в нее тросик, разлохматил окончание и хорошенько залудил его. Не забыл и про поперечную трубку. Запаяв огромным паяльником конец трубочки, вернул все мне. Через десять минут система была в сборе и ждала испытаний.

Не знаю как долго она проживет, но еще не все варианты и инженерные мысли реализованны, а потому мысль о покупке запасного тросика даже не возникла.

Прошло пару дней и в поисках какой-либо металлической тары в сарае, под грудами мусора был случайно откопан целый тросик сцепления от другого днепра. Аккуратно почистив его, повесил сие сокровище на гвоздик в мастерской, хотя по логике надо было бы его возить с собой.

Шли дни, Дед весело возил мою весьма похудевшую задницу на работу и домой, потихоньку пропитывал правый кроссовок и штанину маслом, оставлял черные лужицы на парковке. На вапросы: — Почему течет масло у меня был один ответ —  Пассивная система смазки так-то. Заниматься им было некогда — стройка отнимала все силы и время.

Правда однажды утром, выспавшись, поднялся около половины седьмого и приведя себя в порядок начал маяться. Выйдя во двор и бросив взгляд на дитя КМЗ, решил немного порадовать его. Подтянул передний и задний тормоз, выставил зажигание, подкачал колеса и протер бак тряпочкой.

Кажется последнее ему очень понравилось и по звуку мотора понял, что настроение у него вполне лиричное. Не спеша выехав в сторону города, мы покатили по трассе, держа примерно 70 км/ч. По утрам было уже свежо и флисовая ветровка была очень кстати, хотя утреннее солнце уже начинало припекать правый бок. В голове запел Чиж&Ко:

— У нас заглох мотор, и я вылез из коляски.

Воцарилась тишина, вокруг все стало как в сказке —

Поля, леса, небо и ручей…

А ты вытащила фляжку, открыла и сказала мне: На, парень, пей!

И все ничего если бы не город. Пробка началась намного раньше чем ожидалось. Автомобилисты почему-то жались к центру междурядья, чем немало меня расстраивали. И Деда тоже. Минут через пятнадцать мучений сцеплением, тормозом и движением в 5 кмч он сначала заглох, а потом и вовсе скинул номер, явно выказывая свое недовольство. Я его понимал как никто другой — утро в городе это вам не в деревне да по трассе колесить. Но все когда-нибудь кончается и пробка не исключение.

Доехав до работы, отрегулировал тросик сцепления, прикрутил на место номер и оставил Дедушку отдыхать до вечера. Через пару минут зазвонил телефон и приятный женский голос представился — Здравствуйте, это банк Тинькофф и меня зовут Валентина... — дальше я не слушал, положил трубку и широко улыбаясь начал напевать:

— Тогда ты тоже улыбнулась и сказала, что тебя зовут Валентина,

Что ты поставила недавно шипованные шины,

И не смогу ли я спеть что-либо для нее…

Я расчехлил свой — Gibson, затянулся и меня понесло:

Если бы я знал что ждет меня вечером, вряд ли напевал веселые песенки. Когда до дома оставалось десять минут езды по проселочным дорогам, Дед преподнес сюрприз, в форме срезанного болта крепления руля! Кое как добравшись в свою мастерскую, безуспешно попытался высверлить остатки крепежа. Плюнув на эту затею, взялся за нарезку новой резьбы и не рассчитав приложенную силушку богатырскую сломал метчик. Ругнулся и пошел спать с мыслью: — Чертов генератор случайных квестов...

P.S.: Ранее этот текст был опубликован мною на Bikepost в виде нескольких постов.

-